Проблема зла.
"Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление.
А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,» (Рим.5:18-20).
Павел в Послании к Римлянам возвращается к параллели между Адамом и Христом в том, что осуждение и оправдание являются непосредственными результатами совершенными ими. Через одного все человеки становятся грешниками или праведниками. Поскольку Адам — представитель и родоначальник по плоти всем, то в его грехе все согрешили и пали. Поскольку Христос также представляет всех и является духовным родоначальником нового человечества, которое возрождается к живому упованию через Его воскресение.
Вопрос о Боге и проблема зла представляют особую важность для новообращенных, которые сталкиваются с требованиями своей религии. В основном эти люди (новообращенные) хотят знать, не обязывают ли его верить в Бога, Который либо творит зло, либо не способен творить добро. С другой стороны, проблема зла связана с вопросом о логической последовательности тех нескольких утверждений, которые занимают центральное положение в различных теологических системах. Сама фраза «проблема зла» служит своего рода обозначением для ряда вопросов, связанных с природой Бога и происхождением зла.
На протяжении всей человеческой истории проблема зла принимала многочисленные формы. Одна из первых попыток разрешить этот вопрос в наиболее абстрактной форме сделана Эпикуром, однако и в последующие эпохи, вплоть до нашего времени, проблема зла в различных формулировках все еще требовала решения. Разрешение проблемы зла всегда было делом величайшей важности в любой религии. Она оставалась предметом пристального внимания в теологии и в философии, и различные попытки ее решения предлагала не только религиозная и философская мысль, но и другие мировые религии.
Проблему зла с разных точек зрения рассматривали и в ходе философских, и в ходе нефилософских дискуссий. Среди них следует отметить четыре основные. Во-первых, некоторые исследователи обращались к проблеме зла лишь для того, чтобы показать внутреннюю противоречивость той или иной теологической системы и на этом основании ее отвергнуть. Они утверждали: данная система не способна объяснить существование зла, так как она признает его существование, одновременно настаивая на бытии Всемогущего и Вселюбящего Бога. Второй и более распространенный подход к проблеме зла заключается в том, что неудовлетворительной объявляется не только одна конкретная система, решающая этот вопрос с позиций теизма, но и вообще все теистические системы. Иными словами, многие атеисты отвергают теизм и религию вообще, поскольку полагают, что с позиций теизма невозможно разрешить проблему зла. Третий подход заключается в том, что на основании присутствия в мире зла отрицают бытие Бога. В этом случае критиков вообще не заботит, насколько последовательна или непоследовательна данная теологическая система. Проблема зла становится для них лишь средством опровержения веры в Бога. И наконец, некоторые исследователи обращаются к проблеме зла, чтобы отвергнуть именно иудео-христианское представление о Боге. Они не хотят полностью становиться на позиции атеизма, но при этом отрицают существование Бога, соответствующего иудео-христианским теологическим представлениям, либо утверждают, что единственно приемлемое понятие о Боге должно отличаться от того, которое содержится в иудаизме и христианстве.
В связи с вопросом о существовании зла встают и другие интеллектуальные проблемы. Поскольку проблема зла становится в рамках определенной теологической системы, то именно эта система всякий раз придает ей специфическую форму.
Безусловно, каждой системе присуще особое понимание человеческой свободы, этики и метафизики. Поэтому размышляя над проблемой зла, человек сталкивается с необходимостью ответить на вопрос, как в рамках данной системы осуществляется синтез понимания человеческой свободы и Всемогущества Божьего.
Почему в мире сотворенном Вселюбящим Богом должно существовать зло?
«Зло существует в мире, сотворенным таким Богом».
Всякое моральное или естественное зло. Естественное зло неотделимо от морального, хотя и отличается от него. По Библии, естественное зло — следствие морального зла. Изначально безгрешный человек был помещен в райский сад, где жил в счастливом единстве с Создателем, женой и животными. У него могла быть вечная жизнь. В день когда он ослушался Бога, то есть навлек на себя моральное зло, он навлек на себя позор, смущение и страх, был проклят Богом и изгнан из рая. Отныне мужчина обречен добывать хлеб в поте лица, а женщина рожать в муках.
«в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.» (Быт.3:19). Это представление проходит через весь Ветхий Завет.
«Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Пр.14;31).
Хотя Иов уверен, что он страдает незаслуженно, но, выслушав укоры Божьи, в конце концов смиряется. Пророки предсказывали приход Мессии, чей праведный суд вернет естественный порядок вещей к райскому состоянию.
« И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;
и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина.» (Ис.11:1-5).
В истории Иова в биографической форме выразилось, то, что в Пс.90 высказано дидактически, - хотя естественное зло существует в грешном мире, но оно не коснется души праведника.
В Новом Завете та же тема звучит в проповеди Христа, чье учение можно сжато передать в пяти пунктах. Во-первых грех и наказание взаимосвязаны. Именно об этом говорит Его откровение об аде.
«И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Лук.16:23).
Галилеяне, на которых упала башня Силоамская, хотя и не грешнее остальных, признаны грешными и потому служат предостережением всему остальному человечеству. Во-вторых, прощение греха отвращает кару. Это особенно очевидно при исцелении расслабленного.
«И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;» (Мар.2:3).
В- третьих, вера дарует прощение и избавление. В-четвертых несчастье иногда обращается во благо. Это явствует из истории слепорожденного — ему послано несчастье и исцеление для того, чтобы на нем явились дела Божьи. В-пятых, при воскресении из мертвых праведных и злых ожидает та же участь, которая соответствует их нравственному уровню.
«и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения.» (Ин.5:29).
Это учение проходит через весь Новый Завет и особенно сильно звучит в посланиях Павла «Гнев Божий открывается на неправедных» (Рим. 1:18). «Возмездие за грех — смерть».(Рим.6:23). Здесь смерть не только крайнее естественное зло временной жизни, но и зло вечного существования, поскольку оно противоречит вечной жизни во Христе. Иоанн в Откровении глава 22, завершает Новый Завет апокалиптическим видением грядущего мира рисуя место, исполненное одним лишь моральным и естественным добром или блаженством (рай). Так и в Библии Бог попускает нравственное зло и может восстановить некоторых до состояния морального добра и естественного блаженства. Согласно апостолу Павлу, все это происходит для того, чтобы Бог мог явить свое могущество, пощадив сосуды гнева, и вместе с тем явить богатство славы над сосудами милосердия.