Троица.
Термин, указывающий на единого Бога в трех лицах. Хотя это слово не встречается в Св.Писании, оно было признано пригодным для обозначения единого Бога, Который открыл Себя в Св.Писании как Отец, Сын и Святой Дух.
Понятие «Троица» означает, что внутри единой сущности Божества мы должны различать три «лица», которые с одной стороны не представляют собой трех богов, а с другой – не выступают в качестве трех частей или способов проявления Бога, но суть единый вечный Бог, изначально равный самому Себе.Важнейшая роль Ветхого Завета в формировании учения о Троице состоялась в подчеркивании единства Бога. Бог Библии – это не множество богов и не один из многих, Он – единственный и неповторимый: «…Господь, Бог, наш един есть» (Втор.6:4). Он – Бог –ревнитель и не потерпит иных богов, которые могли бы соперничать с Ним. Поэтому здесь нет, и не может быть никаких оснований для тритеизма. В Ветхом завете содержатся ясные указания на триединство Бога, например, частые упоминания Духа Божьего. «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» Быт.1:2. Следует указать на употребление множественного числа применительно к намерениям и действиям Бога «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Быт.1:26), на форму множественного числа существительного «Бог» и на характер богоявления в эпизоде с Авраамом в Быт.18 (явление трех мужей Аврааму, предсказание о сыне от Сарры, ходатайство Авраама о Содоме ).
Сила Его слова «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их». Пс32:6. И мудрости «Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания» Пр.8:12, тоже косвенно указывают на триединство, а известное место у Исаии 48:16. «Приступите ко мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его», которое в контексте монотеизма (вера в существование единого Бога) звучит поистине загадочно, в наибольшей степени приближается к представлению о Троице.В Новом Завете нет ясного сформулированного учения о Троице. (мы не принимаем во внимание 1Ин.5:7 «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух: и сии три едины»). Однако тексты Нового Завета неизменно свидетельствуют о божественном триединстве. Бога по-прежнему проповедуют как единого Бога, (Гал.3:20 «Но посредник при одном не бывает, но Бог один».). Но Иисус уже провозглашает свою божественность «Иисус сказал им; истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь»( Ин.8:58 ), пробуждая веру и поклонение в своих учениках и принимая ее «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого», (Мф.16:16), «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!».( Ин.20:28.). как Сын или Слово он может считаться равным Богу «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».( Ин.1:1) и тождественным Отцу, что мы и встречаем в приветствиях апостола Павла «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» ( 1Кор.1:3). Однако и Дух, или Утешитель, входит в это же взаимное соотношение «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек»( Ин14:16). Поэтому и неудивительно что, хотя в Новом Завете и нет догматических определений триединства, в нем содержатся ясные указания на три лица Бога. Они упоминаются в эпизоде крещения Иисуса «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Святого, который сходил как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» Мф.3:16-17. Его ученики получают повеление крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа «Итак идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» Мф.28:19.
В развернутой форме благословения апостола Павла желает всем верным благодати Сына, любви Бога и общения Святого Духа «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь».2Кор.13:13. В связи с обетованием спасения о верующих говорится, что они избраны Отцом и освящены Духом «к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» 1Пет.1:2.
Христианство подразумевает веру в то, что Иисус Спаситель и Господь; значит представление о Троице довольно скоро вошло в вероучительные определения церкви как исповедание веры в Бога Отца, Иисуса Христа - Его единственного Сына и Святого Духа.
В сформировавшемся учении о Троице представление о единстве Бога надежно ограждено от критических нападок указанием на то, что в Боге – лишь одна сущность, или субстанция. При этом божественность Иисуса Христа утверждалась во всей полноте, вопреки тем, кто полагал, что Иисус был лишь в последствии принят Богом на правах сыновства или что Он – предсущий, но все равно сотворен Богом. Индивидуальность и взаимная соотнесенность ипостасей Троицы – Отца, Сына и Св.Духа – в корне пресекают любые попытки представить дело так, что три ее лица – всего лишь способы проявления Бога, преследующего различные цели, связанные с человечеством в деле его творения и спасения. Бог един, однако Сам в Себе и от вечности Он есть Отец, Сын и Святой Дух – триединый Бог. Многие апологеты находят некоторые аналогии в троичности и в природе вообще, в конституции человека. Это может представлять определённый интерес, но едва ли уместно придавать таким поискам слишком большое значение. Куда более глубокой представляется мысль Августина о том, что без Троицы не может быть общения или любви в Боге, ибо божественное триединство включает в себя взаимную соотнесенность, в которой божественные совершенства обретают вечное осуществление и выражение, независимо от того, сотворены ли мир и человек. В рассуждениях рационалистически настроенных критиков о Троице легко найти слабое место, ибо они пытаются дать истолкование Творцу в терминах творения, то есть объяснить единство Бога в терминах математического единства. Более научным будет подход верующего христианина, который учится познанию Бога у самого Бога, действующего о своих деяниях в Святом Писании. Христианина ничуть не смутит, если элемент таинственности и необъяснимого не позволит до конца провести анализ исследуемого материала и прийти к полному пониманию, ибо он знает, что он – всего лишь человек, а Бог есть Бог. Поскольку в божественных деяниях, засвидетельствованных в Библии, единый Бог открывает как Отец, Сын и Святой Дух, то в своей подлинной вере христианин должен « исповедовать славу вечной Троицы».
Монотеизм и Троица. В Ветхом завете Бог еще не являет прямо свою триединую природу. В контексте древней культуры это могло бы нести ненужный соблазн политеизма. Однако Ветхий Завет подготавливает догмат о триединстве Бога: 1). Употребляя для обозначения Бога существительное во множественном числе(elohim) в сочетании с глаголами в единственном числе «В начале Бог сотворил небо и землю» Быт.1:1; и далее используя троичные формулировки, относящиеся к Богу (см.явление трех ангелов Аврааму в Быт.18:2), тройственное имя Бога патриархов в Исх3:15 «И сказал еще Бог; так скажи сынам Израилевым; Господь, Бог отцов ваших, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое навеки, и памятование обо Мне из рода в род»., трижды повторяемое «Свят» Исаии 6:3 «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!». 3). «Ангел Божий». Господь указывает на Бога как на пославшего Его в мир, иногда же говорит так, как если бы он сам был Богом; 4). Отец, Дух и Слово вместе принимают участие в сотворении мира. Смотрите Быт.1:1-3, Ин.1:1-3.
Монотеизм Нового Завета. Утверждая троичность божественной природы, Н.З. равным образом утверждает единство Бога (см.Деяния 17:22-31). Новозаветные авторы не видят никакого противоречия между учением о единстве Бога и утверждением о Его триединстве. Апостол Павел с уверенностью утверждает, что «Бог един»(1Кор.8:4), и тут же с равной уверенностью провозглашает, что «у нас один Бог Отец, на Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все и мы Им» 1Кор.8:6.