На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Верую!

766 подписчиков

Святой Дух.

Святой Дух.

 

«Бог есть дух». Ин.(4:24). Доктрина о Святом Духе заслуживает особого внимания. Так как на протяжении всего времени Святой Дух долгое время был «золушкой» Святой Троицы. Однако сейчас времена изменились, возникновение харизматического движения практически в каждой церкви основного течения обеспечило Святому Духу видное место в Богословие.

Новое ощущение реальности и силы Духа оказало серьезное воздействие на Богословские рассуждения личности и работе Святого Духа.

«Бог есть дух». Но что же это говорит нам о Боге? В английском языке используется по крайней мере три слова - «wind» («дуновение»), « breath» («дыхание») и «spirit» («дух») – для перевода одного древнееврейского термина - « ruach». Это важное древнееврейское слово имеет глубину значения, которую практически невозможно передать на какой-либо из европейских языков. «Ruach», традиционно переводимое как «дух», имеет целый спектр значений, каждое из которых проливает некоторый свет на сложные ассоциации, связанные с христианским понятием о Святом Духе.

  1. Дух как дуновение. Ветхозаветные авторы тщательно следят за тем, чтобы не отождествлять Бога с ветром и тем самым не низводить Его до уровня силы природы. Тем не менее, проводится параллель между силой ветра и силой Божьей. Говорить о Боге как о духе означает вызывать в уме образ все заполняющей энергии Господа господствующих и напоминать Израилю о всемогуществе Бога, Который вывел Израиль из Египта. Этот образ духа как искупительной силы, вероятно, выражен в своей наиболее яркой форме в рассказе об исходе из Египта, во время которого ветер раздвигает Чермное море.

    «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды». Исх.(14:21). Здесь, идея о « ruach» передает как силу, так и искупительный замысел Божий.

Образ ветра позволяет передать и отчетливо представить многогранность человеческого восприятия Бога. Ветхозаветные авторы осознавали, что Бог воспринимается по-разному. Иногда Он воспринимается как судья, осуждающий Израиль за своевременность; в других случаях, Бог воспринимается как Тот, Кто освежает избранный народ, как вода освежает сухую землю. Образ ветра (дуновение) удачно передает обе эти идеи.

Следует помнить, что Израиль граничил со Средиземным морем на западе и с великой пустыней на востоке. Когда ветер дул с востока он воспринимался как моросящий туман из мелкого песка, который обжигал растительность и иссушал землю. Рассказы путешественников об этом ветре свидетельствуют, о его невероятной силе и мощи. Песчаная буря заслоняет даже солнечный свет. Этот ветер рассматривался библейскими авторами как модель того, как Бог демонстрирует конечность и мимолетность творения. «Засыхает трава; увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа». Ис.(40:7). Считалось, что Бог уничтожает человеческую гордыню, как обжигающий восточный ветер, как аравийский сирокко

«Дни человека как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его. И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их» Пс.(102:15-18).

Однако, западные ветры были совершенно другими. Западные и юго-западные ветры, дующие с моря, приносили зимой дожди в иссушенную землю.

Летом западные ветры приносили не дождь, а прохладу. Это нежное прохладное веяние ослабляло интенсивность пустынной жары. Так же, как ветер приносит свежесть, увлажняя сухую землю зимой и охлаждая ее летом, так Бог приносит свежесть удовлетворения духовных нужд человека.

  1. Дух как дыхание. Идея о духе ассоциируется с жизнью. Когда Бог сотворил Адама, Он вдохнул в него дыхание жизни, в результате чего тот стал живым существом.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек дущою живою№. Быт (2:7).

Основное различие между живым и мертвым заключается в том, что жизнь зависит от дыхания. Бог вдыхает дыхание жизни в пустые оболочки и тем самым приводит их к жизни. Бог оживил Адама, вдохнув в него. Бог это дух Который несет в Себе основополагающую истину о том, что Бог дает жизнь и может даже вернуть к жизни мертвых. Таким образом, важно отметить, что «ruach» часто связывается с трудами Божьими при творении.

«И Дух Божий носился над водою». Быт. (1:2), хотя точная роль Духа в творении остается неопределенной. Совершенно очевидно, что существует определенная связь между «Духом» и животворением.

3. Дух как харизма. Термин «харизма» означает «исполнение человека Духом Божьим», благодаря которому этот человек способен выполнять действия, которые иначе были бы невозможны. Дар мудрости часто изображается следствием исполненности Духом.«И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий? И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты». Быт.(41:38-39). Временами Ветхий завет приписывает дар руководства или военной доблести влиянию Духа. «И сошел на него Дух Господень и он растерзал льва как козленка». Быт.(14:6). Однако более убедительный аспект этой черты Духа связан с вопросом о пророчестве. Ветхий Завет дает мало пояснений относительно вдохновения, водительства или мотивации пророков Святым Духом. В эпоху перед Вавилонским пленением пророчество ассоциировалось с экстатическим восприятием Бога, связанным с буйным поведением. (1Цар.10:6, 19:24). Тем не менее, пророчество стало постепенно ассоциироваться с сообщением, а не поведением пророков. Пророческое свидетельство основывалось на исполненности Духом, придающем подлинность пророческому сообщению, которое обычно называли «словом (dabhar) Господним».

Один из наиболее значительных вкладов в развитие христианского богословия Святого духа сделал Августин. Он стал христианином частично благодаря влиянию Мария Викторина, который в свою очередь, сам обратился в христианство из языческой среды. Как видно из написанного им гимна, Викторин имел свой особый взгляд на роль Духа:

О, Дух Святой, нам помоги!

Связующий Отца и Сына,

В покое Ты – Отец,

В трудах Ты – Сын.

Соединяя все в одном,

Ты - Дух Святой.

Хотя с богословской точки зрения эти строки отдают модализмом, тем не менее, в них выражена идея, имеющая большое значение: Святой Дух служит «связью Отца и Сына». Именно эту идею подхватил и развил умело Августин в его трактате «О Троице». Августин настаивает на обособленности Святого духа, однако, несмотря на эту обособленность, Дух оказывается Тем, что есть обшего у Отца и Сына. Отец всего лишь Отец Сына, Сын всего лишь Сын Отца; Святой Дух, однако является Духом и Отца и Сына. Согласно Священному Писанию, Святой Дух не есть только Дух Отца или только Дух Сына, но Дух Обоих. По этой причине, Святой Дух способен научить нас той любви, которая является общей у отца и Сына и которой Они любят Друг Друга. Августин считает Дух связью единства между Отцом и Сыном с одной стороны, и между Богом и верующими с другой. Дух - это дар. Даваемый Богом, который соединяет верующих с Ним и друг с другом. Святой Дух устанавливает связь единства между верующими, на которой в конечном итоге основывается Церковь - это «храм Духа», в котором обитает Святой дух. Тот же Дух, Который соединяет Отца и Сына в единстве Троицы, также соединяет верующих в единстве христианской Церкви.

 

 

 

Рекомендуем
Популярное
наверх