Библейское понимание греха. «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.6:23.)
Грех в библейском понимании есть не только злое дело, но и состояние отчужденности от Бога. Великие пророки Израиля понимали грех не просто как нарушение табу или несоблюдение неких внешних предписаний, но и как разрыв личной связи с Богом, злоупотребление Его доверием к нам.
Мы особенно ясно осознаем свою греховность в присутствии святого Бога.«Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем»( Пс.50:6.)
Греховные дела – следствие развращенности сердца «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». (Быт 6:5.)
Для апостола Павла грех (греч.hamartia) – это не только сознательное нарушение закона Божьего, но и состояние изнуряющей вражды с Богом. В посланиях апостола Павла грех почти персонализован и представлен как злая личностная сила, поработившая человечество.
Согласно Библии, власть греха распространяется на всех людей. Апостол Павел утверждает, что «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим.3:23). «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы». (Еккл.7:20). «Кто может сказать: « я очистил мое сердце, я чист от греха моего?»(Пр.20:9). Протестантская теология усматривает корень греха в неверии. Такая точка зрения надежно подкреплена библейским текстом – Адам и Ева поверили змею, а не Богу. (Быт.3). первосвященники и синедрион отвергли Иисуса Христа, первомученик Стефан был убит разъяренной толпою (Деяния 7), апостол Фома усомнился в воскресении Христа «Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».
(Ин.20:25).Жестокосердие, тесно связано с неверием, также составляет суть греха. «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5). Выражается оно в отказе покаяться и поверить обетованиям Божьим «То еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».(Евр.4:7). Собственно говоря, жестокосердный человек упорно не желает открыться в любви Божьей «Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф.4:18)., а потому становятся бесчувственными к нуждам ближнего. «Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью». (Еф.4:19).
Если суть греха – это неверие и жестокосердие, то главные его проявления – гордыня, чувственность и страх. К важным аспектам греха можно отнести и жалость к себе, себялюбие, зависть, алчность.
Грех имеет и личный, и социальный характер; это – индивидуальный, и коллективный феномен. Пророки учили, что грехом заражены не только отдельные личности, но и народ в целом. В современном мире коллективные формы греха – это расизм, национализм, империализм, дискриминация женщин и стариков.
Последствия греха – нравственное и духовное порабощение, вина, смерть, и ад. Апостол Иаков поясняет: « каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью: похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.(Иак.1:14-15).
Согласно учению апостола Павла, закон не только устанавливает наличие греха, но и порождает грех. Человеческое сердце настолько порочно, что содержащиеся в законе запреты, имеющие целью предотвратить грех, на самом деле возбуждают греховные желания. «Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв». (Рим.7:8).
Библия также учит нас, что грех присущ человеческой природе. Рождаясь, мы приходим в греховный мир: более того , мы рождаемся склонными ко греху. Церковная традиция говорит о первородном грехе, имея в виду не биологический или физический порок, а духовную инфекцию, которая таинственным путем передается от поколения к поколению. Человеческая природа не порождает грех, но поражена им. Происхождение окутано тайной и, несомненно, связано с проблемой зла. Рассказ об Адаме и Еве не дает ( и не должен дать) рационального объяснения греху и злу, но все-таки проясняет трагическую ситуацию, в которой осталось человечество. Из этого следует, что греху человеческому предшествовал грех бесовской, который и сделал возможным грехопадение людей. Ортодоксальная теология – и католическая, и протестантская – утверждает, что прежде греха Адама и Евы произошло грехопадение ангелов, злоупотребивших свободой, которую даровал им Бог. Ортодоксальные теологи убеждены, что физическое, естественное зло порождается злом моральным, но споры о том, как именно это происходит, продолжаются, и по сей день, и конца им не видно.
Псалмопевец Давид взывает к Господу такими словами: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня?» (Пс.18:13).
Есть тайные грехи, это известно всем, есть они у меня и у тебя. Но тайными они являются только для человеческих глаз. От Господа не сокрыт ни один грех. Он видит сердце, видит и твое стремление к духовному возрастанию. Видит, что ты прилагаешь усилие, но успеха не имеешь. А секрет очень прост. Тайный грех как камень тянет тебя назад. Если он – этот запинающий грех, был бы тобой исповедан, то, как легко ты смог бы простираться вперед.