Просвещение Духом Святым.
«Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе, Сей есть истинный Бог, и жизнь вечная» 1Ин.(5:20).
Знание о божественном - это не просто формальное знакомство с библейским текстом и теологическими идеями.
Это – осознание реальности и справедливости деяний Триединого Бога, о которых повествует Писание. Естественный, «душевный человек»«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем, надобно судить духовно» 1Кор.(2:14).
«душевный человек» не имеющий Духа, как бы хорошо ни был знаком с христианскими идеями, остается лишенным глубинного их понимания и подобен слепому вождю слепых.
«Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».Мф.(15:14).
Только Святой Дух проникающий «глубины Божии» может принести это осознание в затемненные грехом умы и сердца.
«А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии». 1Кор.(2:10).
Вот почему это осознание называется «духовным разумением» («духовный», означает полученный от Духа). Те, кто наряду со здравым смыслом словесным назиданием «имеет помазание от Святого Духа», знают истину.
«Впрочем, вы имеете помазание от Святого Духа и знаете все». 1Ин(2:20).
Работа Духа по сообщению знаний людям о мудрости Божьей, называется просвещением. Это - не передача нового откровения, а работа внутри нас, которая делает нас способными понимать и принимать откровения Библии, читаем ли мы об этом, слышим ли в проповеди или от учителей.
Грех так затмевает наш ум и нашу волю, что сила Писания может не затронуть нас. Однако Дух раскрывает наши умы и нашу волю, что настраивает наши сердца таким образом, что мы начинаем понимать то, что Бог открывает нам.«Но умы: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода». 2Кор.(3:14:17).
Просвещение - это раскрытие наших сердец для Богооткровенной истины, чтобы мы могли адекватно воспринимать изложенное в священных текстах.
Теология протестантизма, вскоре после Реформации определила просвещение как акт благодати, который проявляется в два этапа. Соприкасаясь со служением Слова, человек переживает первый этап просвещения. Это общее, внешнее просвещение подготавливает человека ко второму этапу - внутреннему служению Святого Духа, которое ведет к спасению. Дух говорит через закон, обличающий человека в грехе, и через Евангелие, дающее знание О Божье благодати.
«просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира». Луки( 1 : 79).
Благодаря просвещению Духом служение Слова становиться действенным призванием ко спасению. Просвещение Духом, ведет к спасению, которое продолжается в течение всей жизни верующего.
«Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого».Евр.(6:4).
«Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий». Евреям( 10:32).
Дух Святой ведет нас к все более глубокому пониманию Бога, одновременно побуждая к раскаянию в грехах и внушая уверенность в Божьей благодати и в нашем избрании.
«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». Иоанна (16:13).
Иисус о Себе утверждает то же - Он передавал то, что слышал от Отца. как Христос прославил Собой Отца, так верующие (которые примут Духа Святого) прославят в свою очередь Христа.
Мы получаем просвещение через служение Слова и через молитву, благодаря размышлению о Боге и Его откровении и живя жизнью, соответствующей обретенному откровению.
Молитва или обращение к Богу имеет важное значение для верующего, так как через молитву также Бог общается с нами. Мы призваны открывать свои личные и индивидуальные нужды Богу, но вместе с тем ходатайствовать за всех святых.
«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня».Иоан(17:20-21).
А также и молитва за весь мир, апостол Тимофей отмечает это в своем послании.
«Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство».1 Тимофею (2:1-5).
Цель наших молитв - не погружение в бытие Божье, а преображение мира во славу Божью. Мы ищем небесных озарений, но еще больше стремимся согласовать свою волю с замыслом Божьим. Мы молимся не просто о личном счастье или о защите от стихийных бедствий, но и о приближении Царства Божьего и умножении его.