Дух, душа и тело.
В 1Фесс.5:23 «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествии Господа нашего Иисуса Христа», здесь указывается, что мы трехчастны, т.е. состоим из трех частей: духа, души и тела. В Послании к Евр.4:12 «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения душ и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные», также говорится о духе, душе и делении этих двух частей.
Если мы хотим познать Христа и войти в Него, землю добрую и покой, то мы должны отличать дух от души. Дух – это то самое место, в котором живет обитающий нас Христос, таким образом, если мы хотим познать Христа каким-либо опытным путем, мы должны отделить наш дух человеческий от души. Этот стих упоминает различие не только между духом и душой, но и между составами и мозгами нашего тела и между помышлениями и намерениями сердечными. Живое Слово Божие есть судья всего этого. Этим доказывается, что если мы хотим познать Господа каждодневным и осязаемым путем, мы должны различать все эти составы. Что такое помышления сердечные и намерения сердечные? И сколько составов в сердце?В Послании к Филиппийцам 1:27, говорится, что мы должны стоять в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую. При этом имеется в виду не Святой Дух, а дух человеческий. Так что и этот стих доказывает, что существует разница между духом и душой. Наконец в Евангелии от Марка 12:30 говорится: « и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею». Здесь мы видим четыре разных состава: сердце, душу, разумение и крепость. Если мы сопоставим все четыре упомянутых стиха, мы поймем, что существует довольно большое количество составов внутри нас помимо множества частей тела.
В 1Фессалоникийцам 5:23, говорится, что мы дух, душа и тело, а Псалом 50:8 «Вот ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость», показывает разные виды внутренности, сердца, с сокрытой частью. Внутренность есть состав души, что доказывается сравнением послания к Евреям «Вот завет, который завещаю дому Израилева после тех дней , говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на скрижалях сердца их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» Евр.8:10. С книгой пророка Иеремии «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» Иер.31:33. Где мысли рассматриваются как разновидность нескольких типов «внутренности». Как внутренность, сердце, должна быть частью души, так и сокрыта часть, «внутрь», нутро, должна быть духом. Из всех наших составов дух есть наиболее сокрытый внутри нас. Это наиболее внутренний состав сокрыт не только в теле нашем, но даже внутри души нашей. Следовательно, есть ВНЕШНИЕ составы тела, ВНУТРЕННИЕ составы души и сокрытый состав духа.
Три состава души: ум, воля и чувство. Существуют три части души и три части духа. Мы должны установить, что такое три части и души и духа. В 1Фессалоникийцам 5:23, указывается, что мы – трехчастное образование: дух, душа и тело, но не упоминается о сердце. Что такое сердце и как мы можем соотнести его с внутренними частями и сокрытой частью? Слово Божье доказывает со всей ясностью и определенностью, что душа состоит из трех частей: ума, воли и чувства. «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей» Пр.2:10, предлагается считать, что душа нуждается в ЗНАНИИ (также ПР.19:2, 24:14).
Так как знание есть проявление ума, то этим доказывается, что ум есть состав души. Все эти стихи из книги притчи Соломона говорят нам, что в душе мы нуждаемся в знании. «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это»,(Пс.138:14), говорится, что душа сознает. Сознавать, знать – это нечто от ума, что опять- таки доказывает, что ум – состав души. В пс.12:3 «Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день и ночь?», здесь говорится, что душа рассуждает, советуется, что также указывает на ум. В книге плач Иеремии «Твердо помнит это душа моя, и падает во мне»(3:20), указывается, что душа помнит. То есть душа может запоминать. Из этих стихов видно, что в душе есть часть, которая знает, рассуждает и помнит. Это часть называется ум.
Вторая часть души – воля. В книге Иова 7:15 «И душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих», говорится, что душа выражает желание, предпочитает. Предпочтение есть решение, осуществляемое через действие воли. Этим доказывается, что воля должна быть частью души. В книге Иова 6:7 «До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою», говорится, что душа может отвращаться, отказываться. Предпочтение и отказ оба - проявления воли. В книги 1Паралипоменон22:19 говорится, «расположите…. душу вашу тому, чтобы взыскать Господа». Как мы располагаем наш ум к тому, чтобы думать, так мы располагаем нашу душу к тому, чтобы искать. Конечно, это душа принимает решения, чем доказывается, что воля должна быть частью души. Затем в Числах 30 глава, десять раз упоминается «возложить зарок на душу свою». Читая эту главу, мы понимаем, что возложить зарок на душу свою значит принять решение. Это связано с обетом, который дается Господу. Принять решение возложить зарок на душу свою – значит дать обет Господу. Таким образом доказывается, что воля должна быть частью души. В пс.26:12, 40:3, а также в книге Иезекииля 16:27, древнееврейское слово «душа» переводится воля. Молитва псалмопевца в русском переводе звучит следующим образом: «И Ты не отдашь его на волю врагов своих». Но в оригинале было: «И Ты не отдашь его на душу врагов его». Этим с полной ясностью доказывается, что воля должна быть частью души.
Чувство – третья часть души. Есть много разновидностей чувства: любовь, например, ненависть, радость, скорбь и т.д. Все это есть проявление чувства. Упоминание о любви можно найти в 1Царств 18:1 «когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась, к душе его и полюбил, его Ионафан, как свою душу», пс.41:2 «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!». Из этих стихов видно, что любовь есть нечто в душе, чем доказывается, что в душе есть орган или его выражение, называемое чувством. Относительно ненависти отметьте 2Царств 5:8, Пс. 106:18, Иезекиль 36:5. В этих отрывках указывается, что ненависть имеет также отношение к душе. Поскольку ненависть есть проявление чувства, то и в этих отрывках доказывается, что чувство должно быть частью души. Радость, одна из составляющих чувства, - также часть души, как видно из пс.85:4, Исайи 61:10, опять- таки указывающих, что чувство есть часть души. Рассмотрим скорбь, 1Цар.30:6, Судьи 10:16, желание 1Цар.20:4, Второз.14:26, Иез.24:25 Иерем.44:14. Желания, составляющая часть чувства, как видно из этих стихов, находится в царствии души. Эти стихи дают основательное подтверждение существования трех частей души: ум, воля и чувства. Ум ведущая часть, за которой идут воля и чувство.
Уитнесс Ли.