Как нам отличить дух от души?
Любовь человеческая. В обычном своем состоянии мы по настоящему не любим Бога и Христа. Мы можем бояться Бога как нашего Судью. Мы даже попытаемся соблюдать законы Божьи, хотя нередко эти законы вызывают в наших сердцах возмущение и порой мятеж. Однако, когда человек начинает осознавать, что «Сын Божий возлюбил меня лично и отдал на смерть за меня, завоевав для меня спасение, мир с Богом и дар жизни вечной». То это осознание порождает глубокую любовь и благодарность Христу.
Как нам знать, когда мы находимся в духе, а когда - в душе, и как нам отделить дух от души.
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».
(От Матфея 10: 37-39).
Взятие на себя креста в этих стихах относится к нашей любви человеческой в отношении тех, кто нам дорог. Любовь человеческая есть нечто в душе нашей, и с этим нужно обращаться с помощью креста. Как сильно мы любим тех, кто нам дорог? Если мы хотим знать, как отличить дух от души, следует проверить любовь нашу. Как мы любим родителей, детей наших, отца и мать? Как любим брата и сестру? Это не слово человека, это Слово Господне. Отличение духа от души достигается только тогда, когда мы проверили нашу человеческую и естественную любовь. С нашей естественной любовью нужно обращаться с помощью креста. В Посланиях Нового Завета Святой Дух говорит нам, что мужья должны любить своих жен, жены же должны заботиться о детях, дети же должны почитать и уважать родителей. Но все это должно быть в воскресшей жизни. Естественные чувства, естественная любовь и естественные взаимоотношения должны быть отсечены распятием на кресте. Вступив в контакт с крестом, мы будем жить духовно, что означает, что мы будем воскрешены. Мы будем жить воскрешенными, не в душевной жизни, но в духовной жизни. Степень непоправимой сломленности души нашей проявляется единственно в том, в какой степени крест был применим к нашей естественной любви и чувству. Когда естественная любовь отсечена распятием на кресте, мы потеряем душу нашу. Более того, если мы готовы потерять душу нашу, думая о естественной любви, мы должны научиться, как надо ненавидеть.
«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником».(От Луки 14:26-27).
« Жизнь» в этом тексте, согласно греческому оригиналу, то же самое, что и «душа». Кроме любви к тем кто нам дорог, у нас есть любовь к себе или к душе нашей. Взятие на себя креста в значительной степени связано с этой любовью к себе. «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит...». Возненавидит кого? Врагов наших? Мы должны любить наших врагов, но мы должны научиться ненавидеть душу нашу, наше «я». Ненавидя себя, мы сможем перечеркнуть наше «я» в душе своей.
Любовь к мирскому.
«Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (От Луки 9:23-25).
«Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее». (От Луки 17:32-33).
Эти отрывки показывают, что душа в большой степени связана с любовью к мирскому.
Отказаться от любви к мирскому и к мирским делам значит, что мы должны заниматься душами нашими. Когда душа отсечена, тогда покончено и с любовью к миру сему и к мирскому. Следовательно, эти два понятия, любовь к мирскому и душа, связаны друг с другом.
«Вспоминайте жену Лотову». Это о жене, а не о муже! Это рассказ о жене, которая любила мирское. Господь говорит, что нужно быть осторожным. Любя мирское, мы потеряем, в плохом смысле этого слова, душу нашу, но, отказавшись от любви к мирскому, мы потеряем душу свою в хорошем смысле этого слова. Братья и сестры, любовь к мирскому - свидетельство того, где находится душа наша.
Душевная жизнь.
«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную».(От Иоанна 12:24-25).
Внимательно читая эти два стиха, мы увидим, что душа в значительной степени связана с природной жизнью и природной силой. На нашу природную жизнь и силу надо воздействовать потерей души. Когда наша природная жизнь и сила обречены на смерть, тогда наша душа будет сломлена. Как отличить дух от души? Просто взятием креста на свою жизнь и обречением себя на смерть. Душа обманута, потому что она не выглядит грешной. Поэтому мы всегда должны учиться обуздывать душу нашу возложением креста на себя.
Предположим, что мы в общении с братом нашим. Как мы можем судить, чего мы касаемся в нашем общении, духовного или душевного? Возложением на себя креста мы точно узнаем, где находимся, в духе или в душе. Нам не следует говорить, что мы не делаем ничего злого. Мы творим нечто доброе, когда мы в общении с братом. Общение - доброе дело, но такое общение может быть целиком в душе нашей! Применением же креста к нам самим мы тут же точно узнаем, где происходит наше общение, в духе или в душе. Никогда не проверяйте душу и дух отличением добра и зла. Такого рода проверка лишь заведет нас в потемки. Нет никакого другого пути проверить душу и дух, кроме как крестом. Единственный путь определить, где мы, в душе или в духе, - проверить, на кресте мы или нет. Есть ли у меня какая-нибудь частица собственной заинтересованности, или я эгоцентричен в своей деятельности?. Возложен ли крест на мою самозаинтересованность и эгоцентризм? Проверяйте себя таким образом. Все решения и все, что вы делаете, надо проверять крестом, а не критерием добра и зла. В разговоре на любую тему распято ли ваше «я»? не анализируйте, размышляя таким образом: «Где я сейчас, в духе или в душе? Дайте мне подумать минутку и посмотреть, как глубоко мое чувство. Если оно не достаточно глубоко, то я, должно быть, в душе. Но если создается впечатление, что оно глубоко, то я может быть в духе». При таком анализе мы в большой опасности. Одна простая проверка может все разъяснить нам: возложили ли мы на себя крест или нет? Другими словами, отверглись ли мы самих себя, взяли ли мы на себя крест, и следуем ли мы за Господом в духе? Когда мы отвергаем себя принятием на себя креста, Господь наш Иисус Христос будет полностью владеть нами, и нам будет легко идти за Ним.
Учение Нового Завета уделяет некоторое внимание наказанию, но крест занимает в нем значительно большое место. Во многих случаях наказание Божье действует вместе с крестом.
Но не ждите наказания Божия. Мы должны учиться брать на себя крест, так как знаем, что были распяты с Христом. Каждый день мы будем учить один и тот же урок, как отвергаться себя, как брать на себя крест и не уступать ни одного миллиметра душе. Поступая так, мы по-настоящему будем единое с Господом в духе, и в Господь получит почву для владения нами и насыщения нас Собой.